Лицензия на осуществление образовательной деятельности, выданная Комитетом по образованию Санкт-Петербурга. Проверить лицензию

Онлайн-конференция

Теория и практика специального и инклюзивного образования: содержание, технологии, векторы развития

Начало
13-14 декабря 2023
Продолжительность
18 часов
Формат
В записи

Почему вам точно стоит участвовать?

В современном мире инклюзия рассматривается в качестве одного из направлений стратегического развития системы образования. Российским законодательством гарантировано право на доступность качественного образования всем обучающимся, учитывая разнообразие особых образовательных потребностей.

Реализация инклюзивного образования является сложным и многоплановым процессом. Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является комплексность всех видов обеспечения его реализации (организационного, кадрового, информационного, методического, материально-технического) и преемственность реализации процесса инклюзии на всех уровнях образования.

300+ участников
15+ спикеров, 2 дня онлайн
5 направлений, 5 программ повышения квалификации

Для участия в работе конференции приглашаются педагоги, психологи, дефектологи, логопеды, специалисты служб сопровождения общеобразовательных школ, детских садов, специальных (коррекционных) образовательных учреждений, реабилитационных центров, ресурсных центров, опорных образовательных центров.

ЦЕЛЬ

Предоставить профессиональному сообществу возможность обмена информацией, обсуждения результатов научных исследований и достижений практики по различным направлениям (технологическим, содержательным, методическим) организации инклюзивного образовательного процесса в образовательных организациях.

Задачи

Представить обзор современных исследований в области, инклюзии, специальной педагогики и специальной психологии.
Представить практический опыт по реализации технологий, методов, методик и инструментов, ориентированных на обучение, воспитание, сопровождение, коррекцию и реабилитацию современного ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Направления

01
Современные подходы к комплексному сопровождению субъектов специальных и инклюзивных образовательных пространств.
02
Технологии обучения и воспитания лиц с ОВЗ.
03
Разработка адаптивных образовательных программ (АОП), индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся с особыми психофизиологическими потребностями.
04
Современные технологии инклюзивного образования в пространстве школы и детского сада.
05
Реализация инклюзивного образования в цифровой образовательной среде.

Спикеры

Русанова Лилия Сергеевна
Заместитель директора ГОУ Ярославской области «Центр помощи детям», учитель-логопед высшей квалификационной категории, учитель-дефектолог, специалист по работе с детьми раннего возраста, к.псих.н.
Благодатских Алла Амировна
Тьютор МБДОУ "Детский сад №271" г. Ижевска Удмуртской республики.
Чичканова Елена Леонидовна
К.п.н. доцент кафедры педагогики и психологии ТОИПКРО, методист МЭО
Карпинская Валерия Юльевна
Доктор психологических наук, доцент. Институт мозга человека, лаборатория нейровизуализации, эксперт. Санкт-Петербургский университет, доцент. Руководитель научно-исследовательской деятельности ООО ""Сова-Нянька"". Санкт-Петербург, Россия.
Соловьева Елена Викторовна
Кандидат педагогических наук, психолог, научный руководитель ОП "Радуга", руководитель образовательных программ НП "Психологический центр поддержки семьи "Контакт", член Президиума Федерального экспертного совета ВОО "Воспитатели России", Москва.
Панчишин Юрий Викторович
Тифлопедагог, учитель высшей квалификационной категории РЦДО
Минчева Ольга Сергеевна
Педагог-психолог высшей кв. категории. Работает с детьми дошкольного возраста
Войнова Анастасия Игоревна
Учитель начальных классов, победитель областного конкурса "Мой лучший урок", победитель всероссийского конкурса "Мой лучший урок"
Головинская Елена Юрьевна
Председатель Самарской региональной общественной организации детей – инвалидов, инвалидов с детства и их семей «Интеллект», созданной для поддержки интересов людей с ментальной инвалидностью, руководитель проектов «Путёвка в жизнь. Создание региональной сети профильной подготовки подростков с интеллектуальными нарушениями к трудовой жизни», «Сопровождаемое взросление: ресурсный центр по формированию цифровой грамотности подростков с ментальной инвалидностью», реализуемых при поддержке Фонда президентских грантов. Автор учебно-методического комплекта для учащихся с интеллектуальными нарушениями «Технологии. Профильный труд. Подготовка младшего обслуживающего персонала» (входит в федеральный перечень учебников). Единственный полипрофильный учебник, не «адаптированный к ФГОС», а созданный с нуля на основе обобщения успешных отечественных практик XXI века для работы по АООП для современных учеников с интеллектуальными нарушениями, уровни образовательных потребностей которых сильно различаются. Модульная структура позволяет строить индивидуальные образовательные и карьерные траектории, освоить до 25 профилей. Автор комплекта рабочих тетрадей для работы по основным предметам учебного плана в инклюзивном классе, прошедший выборочную федеральную экспертизу. Редактор издательства «Современные образовательные технологии» - единственного лицензированного федерального издательства, специализирующегося на подготовке пособий для учащихся с особыми потребностями и сопровождающих педагогов Опыт работы в системе образования (школа, школа – интернат для учащихся с особыми потребностями, система повышения квалификации, педуниверситет) – 30 лет. Член общественного совета при министерстве труда, занятости и миграционной политики СО, совета по инклюзии при думе г.о. Самара
Шубкина Ирина Александровна
Учитель начальных классов МКОУ Коченевская СОШ №1 им.Героя Советского Союза Аргунова Н.Ф.
Гогонина Наталия Викторовна
Учитель-логопед, лауреат конкурса "Лучший педагог инклюзивного образования - 2022"
Мякшина Валентина Владимировна
Учитель-дефектолог, лауреат конкурса "Лучший педагог инклюзивного образования - 2021"
Сабаканова Алена Сергеевна
Педагог-психолог, магистр психологии
Архипова Елена Филипповна
Доктор педагогических наук Профессор МПГУ
Кривощапова Любовь Олеговна
Учитель-логопед, учитель русского языка и литературы школ для детей с тяжелыми нарушениями речи
Малярова Екатерина Валерьевна
Учитель-логопеда, учитель начальных классов
Степанова Екатерина Александровна
Учитель-логопед МБДОУ детский сад №100, участник конкурса «Учитель года 2013-2014», Таганрог.
Малофеева Анастасия Александровна
Учитель-логопед ГБОУ школа №10 Калининского района Санкт-Петербурга (для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и слуха)
Жилкина Ирина Владимировна
Учитель ресурсного класса высшей квалификационной категории МБОУ БГО СОШ №3 г. Борисоглебска, Воронежской области, учитель-дефектолог, куратор ресурсного класса.
Оргина Светлана Ярославовна
Учитель-логопед ресурсного класса ГБОУ СОШ № 81 Калининского района Санкт-Петербурга
Борисова Светлана Вячеславовна
Кандидат психологических наук, педагог-психолог
Швецова Елена Владимировна
Учитель технологии и ИЗО высшей квалификационной категории
Крутиховская Ольга Игоревна
Учитель английского языка МОУ гимназия№2 г. Волгограда, руководитель МО учителей английского языка
Меньшова Екатерина Дмитриевна
Педагог-психолог ресурсного класса ГБОУ СОШ № 81 Калининского района Санкт-Петербурга
Марков Илья Анатольевич
Старший кейсменеджер программы интенсивного раннего вмешательства Центра поддержки семьи "Обнажённые сердца" , Нижний Новгород.

Программа конференции

13 декабря
10:00 Диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья Спикеры: Русанова Лилия Сергеевна
10:45 Психолого-педагогическое сопровождение формирования навыка совместной деятельности у детей с нарушением интеллекта в процессе обучения Спикеры: Войнова Анастасия Игоревна
В наши дни детей с ОВЗ становится все больше с разными диагнозами. Как учителю вовлекать таких детей в учебный процесс? Ведь начальная школа-это начало. Как класс будет принимать такого ребенка? Как ребенок будет адаптироваться? Сможет ли он стать частью коллектива? Так вот именно в начальной школе мы работаем над формированием детского коллектива. В своей работе хочу поделиться таким опытом.
11:15 Тьюторское сопровождение детей с РАС Спикеры: Благодатских Алла Амировна
О роли тьютора в образовательном процессе ребенка, о целях и задачах его
работы бытует не совсем верное представление. Бывает, что не только родители,
но и специалисты приписывают тьютору роль няни при ребенке ОВЗ.
В выступлении работа тьютора будет определена как многофункциональная
педагогическая работа, направленная на персональное сопровождение ребенка в
процессах развития, воспитания и образования с учетом его психофизического
состояния, а также работа по качественному взаимодействию со специалистами
детского сада (воспитатели, педагог – психолог, учитель – логопед, учитель –
дефектолог) и родителями (законными представителями) ребенка.
11:45 Специфика реализации ФАОП НОО для обучающихся с РАС. Спикеры: Чичканова Елена Леонидовна
12:15 Роль подвесного оборудования в коррекции и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья Спикеры: Карпинская Валерия Юльевна
В докладе будет представлен опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на базе детской поликлиники 37 Красносельского района г. Санкт-Петербург. Коррекционные, развивающие и реабилитационные мероприятия проводятся на подвесном оборудовании. В групповых и индивидуальных занятиях учувствуют дети с различными заболеваниями. Обсуждаются основные методологические принципы разработки занятий, возможность использования диагностики сенсомоторной интеграции при создании индивидуальных и групповых программ. Подчеркивается важность физических упражнений в детском возрасте как одного из средств развития интеллектуальных функций.
12:45 Развитие устной связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья Спикеры: Шубкина Ирина Александровна
13:30 Дети с дисгармоничной социализацией в группе сверстников в детском саду: проблемы и опыт подходов к их решению Спикеры: Соловьева Елена Викторовна
Обсудим такое понятие ФРПВ ДО как уклад жизни образовательной организации и роль норм жизни группы в создании благоприятного для социализации ребенка микроклимата. Позитивные традиции жизни группы. Работа педагога с детьми агрессивными и застенчивыми, гиперактивными. Опыт реализации образовательного процесса с детьми с аутизмом и синдромом Дауна; логопедическими проблемами развития речи.
14:00 Коррекционная работа тифлопедагога со школьниками, имеющими разную степень нарушения зрения Спикеры: Панчишин Юрий Викторович
14:30 Социально-психологическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями. Спикеры: Минчева Ольга Сергеевна
Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями начинается с раннего возраста. Это самый благоприятный возраст,для развития. Придя в дошкольное учреждение дети и родители попадают в новый мир,мир правил и требований , где квалифицированные педагоги и педагог-психолог создают благоприятные условия для развития детей. В рамках раннего сопровождения реализуется программы по адаптации детей к ДОУ.
Затем для детей создается индивидуальный образовательный маршрут. В рамках индивидуального сопровождения педагоги помогают ребенку познать мир. На этом деятельность педагога-психолога не заканчивается. В дальнейшем мы включаем ребенка в коррекционно-развивающую работу в условиях интегрированного обучения для дальнейшей социальной адаптации и полноценного развития личности. Все это возможно лишь при сопровождении и полным включением семьи в образовательный процесс.
15:00 Использование современных образовательных технологий в работе с дошкольниками с ОВЗ Спикеры: Головинская Елена Юрьевна
15:30 Применение кинезиологических упражнений в условиях детского сада и семьи. Спикеры: Гогонина Наталия Викторовна, Мякшина Валентина Владимировна, Сабаканова Алена Сергеевна
При интеграции кинезиологических технологий в процесс познавательного развития детей с ОВЗ учитывались психологические стратегии, раскрывающие положения: Н.П. Щелованова о закономерностях
развития мозга ребенка – общение, удовлетворение потребность в движениях и внешних впечатлениях; Л.С. Выготского о развитии психических процессов ребенка с дефектами психики по тем же закономерностям, что и развитие нормального ребенка, но с изменением способов его обучения и воспитания; А.Р.Лурия об особенностях развития психики, функций мозга, связь развития и распада психики с развитием мозга, обучения и развития мозга, поражения участков мозга и форм психической деятельности; П.Я. Гальперина о соотношении познавательной деятельности и действий; А.В. Запорожца об амплификации – расширение границ развития личности ребенка за счѐт оптимального использования специфически детских видов деятельности; Н.П.Бехтеревой о реализации деятельности мозга системным механизмом: импульсной активности нейронов, всплеском разрядов, запуском эмоций; о работе непроизвольного внимания как охранном механизме, о способах предотвращения устойчивого патологического состояния мозга: физическая активность и устная речь, которые приводят мозг в норму. Все выше сказанное определило необходимость интеграции инновационных кинезиологических технологий в процесс развития и обучения детей с ОВЗ.
14 декабря
10:00 Организация сенсорного развития детей с ТНР Спикеры: Кривощапова Любовь Олеговна
Рассматриваются особенности сенсорного развития детей с тяжелыми нарушениями речи, и обосновывается необходимость его развития у них. В связи с этим определяются конкретные задачи и пути их решения по оптимизации сенсорного развития детей с тяжёлыми нарушениями речи:
1) диагностика сенсорного развития детей с тяжёлыми нарушениями речи, позволяющей оценить уровень их сенсорного развития;
2) формирование у детей систем перцептивных действий;
3) формирование у детей систем сенсорных эталонов;
4) формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности, а также описывается собственный педагогический опыт работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи по сенсорному развитию.
10:45 Дистанционные технологии в практике учителя-логопеда ДОУ Спикеры: Малярова Екатерина Валерьевна
В последние годы информационные технологии вошли во все сферы жизни как взрослых, так и детей. В докладе будет представлен опыт работы по внедрению дистанционных средств поддержки в практику учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения.
Для достижения результата в работе с детьми с ОВЗ важна регулярность занятий со специалистами, системность работы, вовлеченность родителей и ближайшего окружения в коррекционный процесс. На практике часто эти параметры не соблюдаются, в связи с этим дистанционный формат взаимодействия становится крайне актуальным.
11:15 Особенности диагностики и коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями в ДО Спикеры: Степанова Екатерина Александровна
11:45 Современные подходы к работе с семьей ребенка с нарушением слуха в условиях общеобразовательной организации Спикеры: Малофеева Анастасия Александровна
Типы отношений родителей и ребенка с нарушением слуха и речи.
Значение семьи в решении коррекционных задач с детьми с нарушением слуха и речи.
Система помощи и консультирования родителей детей с нарушением слуха и речи.
12:15 Логопедическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями Спикеры: Архипова Елена Филипповна
13:00 Влияние развития социально-бытовых навыков на успешность обучающихся с РАС в приобретении академических навыков и на расширение их представлений об окружающем мире Спикеры: Оргина Светлана Ярославовна
Данное выступление содержит опыт реализации психолого-педагогического сопровождения младших школьников с агрессивным поведением, организованный на базе МБОУ СОШ. Во время исследования были проведены констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. Результаты доказали эффективность нашей работы, так как количество детей с высоким уровнем агрессии, согласно проведенному тестированию, снизилось, а количество детей с низким уровнем агрессии повысилось, соответственно. Мы считаем, что данная практика может быть полезна для педагогов, психологов и других специалистов, работающих с младшими школьниками.
13:30 Организация образовательного процесса детей с расстройством аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в условиях инклюзивного образования. Спикеры: Жилкина Ирина Владимировна
Важнейшими компетенциями педагога, реализующего инклюзивную практику, являются умение планировать и адаптировать образовательный процесс, содержание учебных дисциплин для всех обучающихся, независимо от их возможностей, а также подбирать и адаптировать учебные материалы, для обеспечения качества и доступности овладения программным материалом. Обязательным элементом организации образовательного процесса является соблюдение расписания. Время отдыха учащихся можно варьировать в зависимости от содержания занятия и состояния учащихся. Овладение чтением — важный и сложный этап в развитии ребенка с аутизмом. Необходимо научить аутичного ребенка читать осмысленно. Если обучить ребёнка с РАС чтению, отложив освоение письма на более поздний срок, ребёнок может категорически отказаться писать. Принципиально важно одновременное обучение аутичного ребёнка чтению и письму. Дети проявляют хорошие способности к работе с числами. Чтобы заставить их сосредоточиться и учиться, мы должны сделать процесс обучения развлекательным и интересным. Для успешного освоения обучающимися образовательных программ недостаточно существующих учебников. Поэтому одним из условий, необходимых для обучения данной категории детей, является наличие дополнительных специальных учебных наглядных материалов. Среди целей работы любого ресурсного класса всегда есть включение его учеников в работу обычных (регулярных) классов, куда зачислены дети. Это происходит только тогда, когда ребенок способен присутствовать на уроке, не нарушая его хода и нормального образовательного процесса. Существует вариант обратной инклюзии, когда мы приглашаем учеников из общеобразовательного класса в ресурсный. Обратная инклюзия позволяет разрушить образ ресурсного класса как некой резервации для детей с аутизмом, потому что выясняется, что этот класс открыт и для других учеников. Опыт работы учителей, реализующих инклюзивную практику, показывает, что грамотный подбор и адаптация учебных материалов является одним из важнейших условий при организации образовательного процесса в инклюзивном классе и обеспечении индивидуального подхода к каждому ребенку, независимо от его возможностей. Улучшается не только качество обучения, но и способности детей к адаптации в социуме.
14:00 Использование результатов диагностики текущего репертуара функциональных навыков при организации образовательного процесса для обучающихся с РАС Спикеры: Меньшова Екатерина Дмитриевна
14:30 Арт-терапевтические методы в работе с социальной инклюзией в школе. Проект театра теней Спикеры: Борисова Светлана Вячеславовна, Швецова Елена Владимировна
Нами был запущен проект с детьми, которые в социуме школы считаются социальными изгоями и, таким образом, отвергаются группой сверстников. Уникальность арт-терапии, в частности теневого театра, состоит в том, что происходит интеграция поведения человека, которая и направлена на развитие рефлексивного типа поведения.
15:00 ИКТ в обучении детей с ОВЗ Спикеры: Крутиховская Ольга Игоревна
Дидактические условия обучения английскому языку детей с ОВЗ
15:00 Раннее вмешательство как основа успешной инклюзии Спикеры: Марков Илья Анатольевич

Пакеты участия

Лайт
  • Запись, материалы
  • Выдаваемые документы:
  • Сертификат участника

Выдаваемые документы

Удостоверение
При условии успешного прохождения программы выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца. (на основании Лицензии № 4484, выданной Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга 09.07.2021 г.)
Свидетельство СМИ
Всем участникам предоставляется видеозапись, материалы и номерное свидетельство о публикации в СМИ в электронном виде.
Сертификат докладчика
Всем спикерам предоставляется видеозапись, материалы и сертификат докладчика в электронном виде.

Контакты

Поддержка
Любовь Ястребоваinfo@xtern.ru
Организатор
Лилия Холодl.holod@xtern.ru
Вступайте в самое крупное
педагогическое сообщество в России
На данный момент с нами уже 93 616 педагогов
Оставляя заявку, вы даете свое согласие на обработку персональных данных. Отписка от рассылки возможна в любой момент всего в один клик.