- Онлайн-участие
Лицензия на осуществление образовательной деятельности, выданная Комитетом по образованию Санкт-Петербурга. Проверить лицензию
Сегодня две трети учащихся с особыми образовательными потребностями и более половины учеников с интеллектуальными нарушениями и ментальной инвалидностью учатся в общем образовании вместе с нормотипичными сверстниками (каждый пятый «инклюзивный» ученик имеет особенности интеллектуального развития). Однако назвать это полноценной инклюзией нельзя, потому что она предполагает не только доступ к образованию, но и обеспечение условий, необходимых каждому. Для этого нужны не только специалисты сопровождения и конкурсы профессионального мастерства – а именно на такие мероприятия сделана ставка в ведомственной образовательной политике.
Необходима поддержка людей, которые работают с учениками с особыми потребностями постоянно, на каждом уроке – «обычных» учителей. ФГОСы, ПАООПы громоздки, они посвящены тому, ЧТО должно делаться. Но не отвечают на важнейший вопрос: КАК это делать. Учителя не получают необходимой поддержки в новой для себя деятельности, и потому им сложно обеспечить такую поддержку своим ученикам, обучающимся в условиях инклюзии. А она необходима всем школьникам – и с инвалидностью, и без неё.
Образовательная инклюзия невозможна без инклюзии социальной, без расширения образовательного пространства за пределы школы, вовлечения партнеров. Такой опыт существует, есть практики с доказанной эффективностью, разработанные и апробированные общественными организациями людей с инвалидностью в ходе проектов, поддержанных Фондом президентских грантов. Но они пока не становятся достоянием широкой образовательной практики.
Коронакризис поставил глобальный социальный эксперимент, который показал: в условиях, когда весь мир оказался в вынужденной изоляции, ограничения преодолеваются только сообща, и готовых решений, работающих одинаково успешно в разных ситуациях, нет. Необходимо знакомство с максимально избыточным количеством практик, методик, технологий, чтобы обеспечить педагогам выбор в решении конкретных проблем. Очевидно, что мир изменился. На государственном уровне признано, что мы будем жить в «новой реальности», и что этому надо учиться. Для этого есть предпосылки. Сегодня общество, испытавшее, что такое изоляция, как никогда готово к снятию барьеров, которые традиционно ограничивали пространство людей с инвалидностью. Но эта готовность должна быть поддержана методически.
Но существуют не только вызовы, есть и реальные угрозы. Анализ (ЮНЕСКО, инобр ВШЭ) уроков экстремального дистанта, который пережило наше образование весной – 2020, показывает: цифровое неравенство усугубляет неравенство в доступе к образованию и это сказывается на качестве всей последующей жизни. Дети, обучающиеся по программам для учеников с интеллектуальными нарушениями, в которых нет предмета, обеспечивающего цифровую грамотность, оказались в самом уязвимом положении, поскольку у них нет самых элементарных, базовых навыков. И эту проблему надо решать срочно, не дожидаясь программ и учебников, над которыми еще и не начата работа. Цифровая трансформация образования началась, и важно, чтоб эта – самая многочисленная категория учеников с особыми потребностями – не оказалась за новыми барьерами, получила цифровое гражданство наравне со всеми.
Мы приглашаем принять участие в нашей конференции
учителей общеобразовательных и специальных школ, педагогов дополнительного образования, руководителей образовательных организаций и организаций профессионального образования, педагогов, обеспечивающих сопровождение учащихся с особыми потребностями в образовательной и социальной инклюзии; студентов, аспирантов и магистрантов; сотрудников общественных организаций, решающих проблемы социальной и образовательной инклюзии.
познакомить участников с управленческими и методическими кейсами, практическими инструментами образовательной и социальной инклюзии, работы в условиях многообразия образовательных потребностей, обеспечивающими поддержку всех участников образовательных отношений в новой постпандемической реальности.
13:00 | Универсальный дизайн в образовании как средство обеспечения инклюзивных подходов к образованию учащихся с ОВЗ и инвалидностью | Спикеры: Головинская Елена Юрьевна |
14:00 | Инклюзия школьников с интеллектуальными нарушениями. Плюсы и минусы. | Спикеры: Шишкова Маргарита Игоревна |
14:40 | Тренинг по пониманию ментальной инвалидности как инструмент развития инклюзивной культуры в сообществе и формирования принимающего поведения педагогов | Спикеры: Сеницкая Екатерина Борисовна |
15:30 | Медиалаборатория как площадка для развития коммуникативных навыков у подростков и молодых людей с синдромом Дауна | Спикеры: Иванова Нина Юрьевна, Калеушева Анастасия Васильевна |
16:20 | Предметно-пространственная образовательная развивающая среда как средство продуктивного взаимодействия педагога с воспитанниками с особенностями развития | Спикеры: Малыхина Анна Александровна |
16:50 | Оценивание и мониторинг развития инклюзивного образования в школе: как убедиться, что школа делает все необходимое | Спикеры: Роллан Камила |
13:00 | Профессиональные дефициты педагогов в условиях цифровой трансформации образования учащихся с особыми потребностями: проблемы и практики решения | Спикеры: Кузнецова Ирина Георгиевна |
14:00 | Управление цифровой трансформацией образовательной организации: новые возможности образовательной персонализации и социальной инклюзии | Спикеры: Галкина Ольга Владимировна |
14:20 | Цифровая трансформация: трудности и новые возможности в стратегии управления учебной деятельностью обучающихся с ОВЗ в условиях «новой реальности» | Спикеры: Логинова Надежда Николаевна |
14:35 | Новые возможности развития практических цифровых навыков и обеспечения медийной безопасности учащихся с интеллектуальными нарушениями во внеурочной и внешкольной деятельности | Спикеры: Каменская Галина Николаевна |
14:45 | Возможности интерактивного ресурса Learning Apps.org для решения учебных задач и расширения образовательного пространства учеников с особыми потребностями | Спикеры: Ромаданова Светлана Вячеславовна |
15:00 | Цифровая компетентность педагога инклюзивного образования. От теории к практике. | Спикеры: Горностаев Игорь Сергеевич |
15:20 | Образовательное событие «Инклюзивная фотомастерская» – технология социального партнерства для расширения возможностей подростков с инвалидностью | Спикеры: Печерских Евгений Андреевич |
15:40 | Арт-практики в работе с участниками творческих инклюзивных коллективов | Спикеры: Михайлина Елена Владимировна |
16:20 | Арт-педагогика в работе с детьми с ОВЗ | Спикеры: Колчанова Елена Августовна |