Работа с детьми может быть построена только на основе конкретных знаний об уровне его актуального возрастного развития, культуре и традициях семьи. Наблюдения необходимы для оказания поддержки ребенку в конкретном дошкольном учреждении/программе, а также для того, чтобы делиться информацией о развитии ребенка с родителями.
Результаты наблюдений дают дополнительные данные в ситуации, когда специалисты проводят формальную оценку ребенка.
Наблюдение, документирование и совместная рефлексия предоставляют возможность тем, кто работает с детьми до 3-х лет, лучше понять, как растет и развивается ребенок. Они являются основой для выстраивания профессиональных и чутких взаимоотношений с младенцами и маленькими детьми. Это – база для планирования действий, имеющих отношение к ребенку, таких как: обучение маленького ребенка чему-то новому, внесение изменений в среду ребенка, его распорядок дня или повседневные занятия