Применение образовательных технологий на уроках при работе с учащимися ОВЗ

После введения ФГОС по технологии меняется и подход к современному уроку при обучении детей с ОВЗ. Урок должен отражать не только классическую структуру урока, но отражать активное применение собственных творческих наработок, в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи.

Переход на качественно новое образование с внедрением ФГОС требует совершенно новой формы организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития детей. В основе - системно-деятельностный подход, предполагающий формирование учебной деятельности в целом, а не только предметных знаний и умений.

Необходимым условием эффективности обучения является использование современных образовательных технологий. Методическая литература, интернет-сайты дают информацию о том, что в арсенале педагогов насчитывается более ста технологий. Как выбрать нужную, как применить на своём предмете? Перед каждым педагогом встают вопросы, когда они планируют проведение уроков.

Урок технологии – особый урок, который имеет, прежде всего, практическую направленность. Результат урока – конечный продукт. Без приобретения необходимых предметных знаний достижение высокого результата вряд ли возможно. Поэтому необходимо на уроках использовать как технологию традиционного обучения, так и современные технологии, без которых уже трудно представить современное образование.

На уроках я применяю следующие технологии: проектная, исследование, личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, здоровье сберегающие технологии, групповая работа, ИКТ.

С помощью технологии интеллектуальная информация переводится на язык практических решений. Технология - это и способы деятельности, и то, как личность участвует в деятельности.

Для реализации познавательной и творческой активности ученика в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования [1].

Современный этап развития общества характеризует процесс информатизации, основанный на современной компьютерной технике, на базе разнообразных способов информационного обмена.

Компьютеры находят все более широкое применение во всех отраслях производства, в сфере управления и обслуживания, в науке и образования. Все это поставило перед современной педагогической наукой, системой образования, в том числе профессионального, задачу обеспечения компьютерной грамотности подрастающего поколения, способного активно включаться в качественно новый этап развития современного общества. Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных новых информационных технологий обучения, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания [2].

Замечено, что у обучающихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень навыков самообразования, совершенствуются навыки отбора и анализа информации.

Таким образом, ИКТ применяющиеся методически грамотно, повышают интерес учащихся к изучаемому предмету, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения и становятся неотъемлемым компонентом целостного образовательного процесса в каждом образовательном учреждении.

Проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Разноуровневое обучение. У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных обучающихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные обучающиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

Исследовательские методы в обучении. Дает возможность обучающимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого ученика [1].

Здоровье сберегающие технологии. Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа). Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности преподавателя и студента. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от студента к предмету, идти от тех возможностей, которыми он располагает, применять психолого-педагогические диагностики личности.

Современная концепция образования и воспитания в качестве важнейшего элемента включает в себя проблему воспитания творческой личности каждого

ребенка. В настоящее время назрела необходимость смены приоритетов традиционной школы в сторону создания возможности для самореализации и развития творческой индивидуальности. Это в полной мере может быть отнесено к детям с ограниченными возможностями здоровья. В своей работе с учащимися ОВЗ активно использую метод проектов. Целью использования метода проектов для обучающихся с ОВЗ на уроках технологии являются удовлетворения особых образовательных потребностей, формирование навыков исследовательской деятельности, работы с источниками. Формирование умений публичного выступления и ведения дискуссий, создание межпредметных связей, формирования толерантности и навыков работы в команде.

Проектный метод обучения «Технологии» предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества.

На уроках технологии после прохождения тем «Готовые ЛКМ», «Эстетика отделки и основы цветоведения», «Художественно-декоративная отделка поверхностей» учащиеся выполняют проектные работы: «Изготовление одноцветного и многоцветного трафарета», «Изготовление объемного трафарета», «Прямой и обратный трафарет», «Оформление спальной комнаты», «Оформление интерьера детской комнаты», «Оформление интерьера гостиной», «Мир красок» и т.д.

Проект - это самостоятельная творческая завершенная работа учащегося, выполненная под руководством учителя. Она обычно состоит из двух частей: теоретической и практической. В качестве последней выступают конкретное изделие, макет, модель, видео фильм, компьютерная разработка и т.п., а теоретической является пояснительная записка.

Проектная деятельность педагога направлена на формирование личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, способного принять себя таким, какой он есть, умеющего чувствовать себя полноценным членом общества.

Работа над проектом способствует развитию памяти и мышления обучающегося; формирует познавательную активность и познавательную самостоятельность.

Учитывая категорию детей с ОВЗ, в своей практике и учебной деятельности использую чаще не исследовательские, а информационно-поисковые или практико-ориентированные проекты, предполагающие сбор и анализ информации, подготовку к практической работе, практическую деятельность и защиту проекта.

Проектная деятельность позволяет обучающемуся расширить круг своего общения и даёт возможность участвовать в конкурсах, конференциях. Учащиеся учатся создавать и реализовывать свои проекты в классе, в школе. Лучшие работы участвуют школьных и краевых научно-практических конференциях.

Подводя итоги, можно утверждать, что использование ранее упомянутых образовательных технологий позволяет перейти к преподаванию в рамках новой образовательной парадигмы и, как следствие, повысить мотивацию школьников к обучению, сделать более продуктивным процесс усвоения учебного материала, содействовать успешному формированию ключевых компетенций у обучающихся.

Применение перечисленных образовательных технологий способствует интеллектуальному развитию обучающихся, повышению мотивации к обучению. Наличие системы деятельности по использованию в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик позволяет получать высокие результаты.

Таким образом, не подлежит сомнению, что мир новейших технологий занимает все большее место в преподавательской деятельности. Использование их на уроках технологии – это немалый труд, но он себя оправдывает. Никто из учеников не уходит с таких уроков с чувством разочарования. Радость познания – вот что дает использование современных технологий на школьных уроках.

В заключение хочется закончить словами В.П.Беспалько «Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства всё начинается, технологией заканчивается, чтобы затем всё началось сначала».

 

Литература:

1. Д. Ф. Ильясов Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы XIV Межд. на уч.-практ. конф. В 6 ч. Ч. 4

2. Скакун В.А. Методическое пособие для преподавателей профессиональных учебных заведений. Изд. центр Академии проф. образования, 2001.- 184с.

Главатских Елена Евгеньевна, учитель технологии КГБОУСУВУ «Уральское подворье» Пермский край, г.Пермь

Статья опубликована в сборнике «Новые формы организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС и профессионального стандарта педагога» (Педагогический марафон, ноябрь-декабрь 2017 г.)

Ознакомиться со сборником

 

23лучших курса по мнению участников и редакции

Повысьте свой уровень благодарая нашим экспертам.

Наши партнеры