Школа в будущем или Будущее в школе

Каждое время создает свою школу. Однако, не только потому, что в ее образе представлено актуальное для времени миропонимание, а потому, что через школу общество задает вектор своего развития, закладывает перспективу завтрашнего дня.

Более 300 лет назад Ян Амос Коменский предложил свой образ «хорошо устроенной школы», где «…искусство обучения не требует ничего иного, кроме искусного распределения времени, предметов и метода» [1]. Образ школы Я.А. Коменского блестяще иллюстрирует передачу накопленного опыта и знаний подрастающему поколению. Это школа, где каждый точно знает, какое место в обществе ему уготовано, поскольку твердость школьных законов не позволяет усомниться в стабильности школы, а значит, и в стабильности общества. Классно-урочная система того времени – наиболее рациональная организация учебной деятельности.

Сегодняшний опыт организации образовательного процесса представлен широким рядом форм и методов: от проектного варианта, коллективного способа обучения до многоуровневой дифференциации в рамках одного учебного занятия и зонирования образовательного пространства. Разнообразие педагогических технологий заставляет быть постоянно «в теме». Да и сам обучающийся уже начинает привыкать к тому, что логика организации учебного занятия далеко не так предсказуема, как в школьном опыте его родителей. Чем вызвано такое многообразие? Скорость времени Я.А. Коменского позволяла работать на воспроизводство знаний. Скорость нашего времени диктует необходимость работать на совместное производство знаний. Сегодня это называется компетенциями.

Четвертая промышленная революция определяет изменения во всех сферах экономики. Следовательно, образование, как одна из сфер, не просто должно поменяться, раз поменялось время, но и подготовить людей для изменения бизнес-модели во всех отраслях промышленности. С появлением новых категорий рабочих мест, частично или полностью вытесняющих другие, содержание навыков, требуемых как для старых, так и для новых профессий, изменяется и трансформируется.

В отчете Всемирного экономического форума в Давосе (2016) приведен список тех умений, которые будут самыми нужными к 2020 году [2]. Список указывает на две значительные тенденции развития человека, общества и культуры: развитие умения общаться с людьми, договариваться и управлять ими, понимать и действовать в их адекватных интересах; развитие когнитивных способностей (умение быстро принимать решение, видеть суть, генерировать новые проекты и идеи). Каковы же эти умения – 2020?

  1. Комплексное многоуровневое решение проблем (Complex problem solving). Способность видеть суть проблем, детали помимо очевидного, способность определяться с причиной, а не со следствием.
  2. Критическое мышление (Critical thinking), которое характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Для такого мышления характерны открытость, гибкость, рефлективность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
  3. Креативность в широком смысле (Creativity) как творческий подход к деятельности, в том числе, к принятию решений.
  4. Умение управлять людьми (People management): вопросы мотивации, коллективного целеполагания, личностного смысла в коллективной цели. Профилактика и управление конфликтом.
  5. Взаимодействие с людьми (Coordinating with others) как партнерами, коллегами, друзьями, оппонентами, единомышленниками.
  6. Эмоциональный интеллект (Emotional intelligence) как способность понимать намерения и мотивацию других людей и свои собственные, а также умение управлять своими эмоциями.
  7. Формирование собственного мнения и принятие решений (Judgment and decision-making) как способность осуществлять выбор, умение аргументировать и нести ответственность за последствия принятого решения.
  8. Клиентоориентированность (Service orientation). В силу гуманизации общественных отношений важно в работе ориентироваться на качество продукта. Которое будет способствовать качеству отношений, а значит, качеству жизни и имиджу твоего предприятия.
  9. Умение вести переговоры (Negotiation) как практическая компонента профессиональной квалификации, позволяющая строить партнерские отношения, продвигать образ предприятия, организации.
  10. Гибкость ума (Cognitive flexibility) как способность актуального переключения с одного направления на другое, удержание ряда вопросов одновременно.

Такой набор личностных характеристик задает образовательной сфере вектор интерактивного характера обучения. Поэтому востребованы гибкие организационные формы: дебаты и проектные занятия в основной школе, проблемные семинары и дискуссионные площадки на уровне среднего образования, форсайт-сессии и стажировки в студенческой среде. Обязательным компонентом любого учебного занятия, независимо от уровня образования выступает мотивационный этап. На этом этапе цель занятия становится личностно присвоенной, а используемая педагогическая технология получает возможность быть реализованной в рамках доминирующего образовательного проекта обучающегося и в системе выбранных им актуальных целей.

Интерактивный характер обучения способствует активному и системному формированию метапредметных образовательных результатов, в том числе навыкам решения учебно-практических задач. Для этого педагогу, как участнику образовательных отношений, следует постоянно обращать внимание и делать предметом обсуждения с обучающимися следующие три аспекта. Во-первых, вокруг нас в реальности есть много возможностей. Наряду с этим каждый человек сталкивается с большим числом проблем, нуждающихся в решении. Некоторые из них вполне очевидны, например, выбор формы взаимодействия в коллективе. Другие – значительно масштабнее и связаны с общемировыми возможностями. Задача педагога показать на практике, что чем больше проблема – тем больше возможностей для ее решения. В этих условиях обучающиеся получают реальную практику поиска и формулирования проблемы, а главное – возможность обрести опыт самостоятельного поиска ее решения.

Во-вторых, вне зависимости от масштаба проблемы ее решение может быть обусловлено креативными способами, в том числе в условиях ресурсной ограниченности. В этом случае у педагога есть возможность научить школьников и студентов превращать проблемы в возможности, фиксируя при этом примеры нестандартного мышления, гибкости ума, способность взаимодействовать и уровень эмоционального интеллекта.

В-третьих, в условиях массового образования обучающиеся привыкают к часто задаваемым жестким рамкам для поиска решения проблем. Поэтому даже когда появляется простая задача, наблюдается стремление к стандартной схеме решения как объективной в этом случае ответной реакции. Никто в большинстве ситуаций даже не пытается выйти за рамки заданной ситуации, изучить проблему в более широком контексте. Для формирования современных образовательных результатов таких «выходов» из жестких условий проблемы важно создавать как можно больше. Тогда на практике можно будет убедиться, что рядом всегда можно найти проблему для решения, и для бездействия нет никаких причин.  

В этом смысле в обеспечении баланса распределения времени, предметов и метода в современной общеобразовательной и высшей школе делается акцент на поиск метода и обретение деятельностной компетенции в соответствии с новыми предметами и требованиями времени. В образовании осознается необходимость перехода от массового обучения к дифференцированному: в направлении индивидуализации и уровневой дифференциации программ и методик, учета потребностей и возможностей каждого обучающегося. Современное образование - опережающее по характеру, поскольку наряду с традиционными функциями берет на себя функции культуропреемственности и культуротворчества, исполняет роль социального стабилизатора и катализатора социально-экономического развития.

 

Список использованных источников

  1. Коменский Я.А. Великая дидактика. Гл XIII - Л. 15-16. Элекронный ресурс Режим доступа: https://ru.wikisource.org/wiki/Великая_дидактика_(Коменский_1875). (Дата обращения 09.01.18)
  2. Отчет о будущем рабочих мест. Электронный ресурс Режим доступа: https://www.weforum.org/reports (Дата обращения 09.01.18)

 

Кохан Наталья Владимировна, доцент кафедры управления образованием, ФГБОУ ВО «НГПУ», учитель «Основ педагогической культуры», МБОУ НГПЛ, г. Новосибирск

Статья опубликована в сборнике EdExpo Образование для будущего: инновации в школьном образовании, 2018

 

 

 

23лучших курса по мнению участников и редакции

вебинары, которые пройдут вскоре

Повысьте свой уровень благодарая нашим экспертам.

Наши партнеры