Психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях логопункта

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями общего и речевого развития. Большинство из них имеют недоразвитие фонематических процессов и таким детям свойственны: заниженный порог восприятия, слухового внимания и памяти, несформированность эмоционально-волевой и мотивационной сфер, сниженный темп учебной деятельности и самоконтроль.

Коррекционная работа с ними в нашем учреждении осуществляется в рамках логопедического пункта при тесном взаимодействии учителя-логопеда и педагога-психолога с использованием оборудования сенсорной комнаты. При организации данного направления работы мы использовали программу Л.А.Мартыненко и Л.Д.Постоевой «Играй, слушай, познавай!» для детей 5-7 лет.

Объединение усилий психолога и логопеда позволяют более качественно отслеживать процесс развития ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием, выстраивать комплексно-коррекционно-развивающую работу в режиме логопункта.

Логопед выступает как организатор и координатор разработки логопедического занятия с учетом включения психологического сопровождения.

Деятельность психолога направлена на развитие когнитивных процессов и эмоциональной сферы ребенка.

Интегративный подход к проведению таких занятий позволил нам более эффективно воздействовать на нивелирование имеющиеся нарушений фонематических процессов, уйти от традиционных занятий, основанных на тренировочных упражнениях, решать задачи развития личности ребенка.

Цель работы осуществление коррекции речевых нарушений у детей с ФФН в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями в контексте интеграции логопедического и психологического сопровождения.

Определили задачи:

Объединить коррекционно-развивающее обучение и психологическое сопровождение в целостный образовательный процесс.

Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.

Формировать правильное речевое дыхание и ритмико-интонационную сторону речи (просодическая сторона речи)

Обучать элементарным навыкам звуко-буквенного анализа и синтеза.

Создавать условия для развития тонкой, артикуляционной моторики и общей координации движений у детей.

Развивать высшие психические функции: мышление, речь, восприятие, память, внимание, воображение.

Развивать коммуникативные навыки и умения, направленные на социальную адаптации детей.

Развивать самоконтроль и самостоятельность, эмоциональную устойчивость и саморегуляцию детей в ходе логопедического воздействия.

Содержание работы с детьми выстроено в соответствии 3 циклами:

Цикл – «Город Цветов».

Цикл – «Грамотейкины рассуждения».

Цикл – «Говорулькины истории».

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность - 25 минут.

В цикле «Город Цветов» занятия выстроены с опорой на воображение детей с помощью удивительных созданий природы – цветов. Погружаясь в мир цветов, впитывая звуки, запахи, краски, наслаждаясь гармонией, ребенок совершенствуется как личность.

Второй цикл «Грамотейкины рассуждения» представлен коррекционными занятиями, в основе которых лежит работа с пословицами. Разбирая пословицы в практически-игровой деятельности, дети понимают смысл каждой из них, запоминают их, применяют их к месту, придумывают ситуации «под пословицу», а, следовательно, у детей развивается образная речь, словесное творчество, обогащается связная речь в целом.

Содержание занятий третьего цикла «Говорулькины истории» отражает работу в режиме закрепления звуков в повседневной речи ребенка (заключительный этап). На этих занятиях дети поставлены в ситуацию решения речевых задач, учитель-логопед имеет возможность контролировать произношение и оценивать качество произносимых звуков детьми, педагог-психолог через серию игр-тренингов отслеживает, эмоциональное состояние детей, уровень развития сотрудничества, способность проявить творческий потенциал.

Каждое занятие в рамках трех циклов выстроено в соответствии с конкретной темой и по определенному алгоритму:

  • приветствие;
  • мотивационная установка и создание положительного, эмоционального настроя с помощью использования прибора динамической заливки света;
  • артикуляционная гимнастика;
  • создание проблемной ситуации, которая выводит детей на рассуждения по теме занятия;
  • пальчиковые игры с обязательным использованием сухого бассейна;
  • игры-упражнения на формирование правильного речевого дыхания;
  • упражнения на развитие слухового и фонематического восприятия с использованием фиброоптических волокон, профессионального генератора запахов со звуками природы;
  • физкультминутка;
  • упражнения на формирование навыков звукового и слогового анализа и синтеза;
  • танцевальная терапия;
  • песочная терапия;
  • визуальная релаксация;
  • рефлексия (обратная связь).

Почему мы делаем упор на использовании оборудования сенсорной комнаты в логопедической работе?

  • прибор динамической заливки света стимулирует зрительное восприятие, развивая воображение и фантазию, концентрируя внимание на движущихся бликах;
  • сухой бассейн снижает уровень психоэмоционального и мышечного напряжения, развивает кинестетическую и тактильную чувствительность, развивает пространственные восприятия и представления;
  • фиброоптические волокна способствуют развитию произвольного внимания, восприятия, мышления, активизируют положительные эмоции, формируют навыки саморегуляции, релаксации;
  • песочный модуль стабилизирует эмоциональное состояние, развивает тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику;
  • пузырьковая колонна развивает визуальное восприятие и цветовосприятие, активизирует внимание, способствует релаксации под воздействием зрительных образов;
  • профессиональный генератор запахов со звуками природы и ароматами стимулирует все анализаторы за счет воздействия на ощущения звуком, запахом и светом, стабилизирует психическое состояние;
  • сухой душ стимулирует и развивает тактильные ощущения, зрительную память, активирует творческую и познавательную деятельности;
  • зеркальный шар и профессиональный источник света развивает зрительное восприятие, ориентировку в пространстве, создает психологический комфорт.

Таким образом, оборудование сенсорной комнаты с позиции «обходного пути» развития ребенка с нарушениями речи способствует активной стимуляции всех анализаторных систем, что приводит не только к повышению активности восприятия, но и к ускорению образования межанализаторных связей, что важно в работе с такими детьми.

Таким образом, взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в режиме работы логопункта позволяют мотивировать ребенка на активную речевую деятельности, более эффективно развивать психические функции детей с речевыми нарушениями, стимулировать сенсорные процессы, навыки позитивно-социальной коммуникации, создание психоэмоционального комфорта.

Мы видим определенный результат, который выражен социально-нормативными характеристиками достижений ребенка:

  • он более инициативен, проявляя любознательность в форме вопросов к взрослым и сверстникам, он самостоятелен – начинает договариваться, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;
  • у ребенка развивается воображение, начинает пользоваться освоенными средствами познавательной и речевой деятельности, достаточно хорошо может выражать свои мысли и желания в ситуации общения, складываются предпосылки грамотности;
  • способен к волевым усилиям, контролируя свое поведение, понимает, что в определенной ситуации следует подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • способен рефлексировать по поводу того, что он узнал и знает, что думает о себе.

Таким образом, согласованность действий учителя-логопеда и педагога-психолога позволяет эффективно решать задачи коррекции имеющихся нарушений речи, помогает ребенку легче социализироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

Литература:

Веселовацкая Т.П. Психологические особенности детей логопедической группы // Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2014. – № 1.

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда ДОУ и педагога-психолога с детьми, имеющими речевые нарушения – [Электронный ресурс] // http://serpcpmss.ucoz.ru/publ/uchitelju_logopedu/

Игротренинги с использованием сенсорных модулей. Старшая и подготовительная группы / авт.-сост. М.В. Янчук. – Волгоград: Учитель, 2013.

Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. – М.: АРКТИ, 2006.

Постоева Л.Д. Психолого-логопедическая образовательная деятельность с детьми 5 лет // Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2013. – № 9.

Психологические основы ФГОС. Психологическое сопровождение образовательного процесса ДОУ  в условиях введения ФГОС  дошкольного образования – [Электронный ресурс] // http://www.myshared.ru/slide/911995/.

Система комплексного взаимодействия учителя – логопеда и психолога при работе с дошкольниками с речевыми патологиями. – [Электронный ресурс] // http://www.scienceforum.ru.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – Приказ МОиН РФ от 17октября 2013 г. № 1155.

Валабугина Елена Владимировна, учитель-логопед, МБДОУ д/с № 49 комбинированного вида г. Североморск

 

Статья в сборнике «Новые формы организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС и профессионального стандарта педагога» (Педагогический марафон, ноябрь-декабрь 2017 г.)

Ознакомиться со сборником

23лучших курса по мнению участников и редакции

Повысьте свой уровень благодарая нашим экспертам.

Наши партнеры