Методы внедрения основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста

Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого осуществляется развитие личности и формируется здоровье. Из детства ребёнок выносит то, что сохраняется потом всю жизнь.
Все мы – педагоги, родители – пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» Ребёнок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться.
Поэтому уже в детском саду надо дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в транспорте, развивать у них самостоятельность и ответственность. При этом важно научить ребёнка объяснить собственное поведение. Если он сможет объяснить, как он вёл себя, хорошо это или плохо, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так.
Ребёнок, который может рассказать, что с ним происходит, помогает нам, взрослым, лучше понять его, а значит, снимает многие проблемы и неприятности.
Начиная работу по теме «Система работы воспитателя по обучению старших дошкольников основам безопасности жизнедеятельности», я опиралась на положение о том, что решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных. Поэтому, мы вместе с детьми искали выход из трудного положения, вместе обсуждали проблемы, вели диалог, вместе познавали, делали открытия.
На основе этого опыта, мной была разработана система работы воспитателя по обучению старших дошкольников основам безопасности жизнедеятельности.
Для успешного внедрения основ безопасности жизнедеятельности воспитателю следует начинать с самообразования в данной области. Так же необходима разработка конспектов занятий, сценариев, бесед, консультаций для родителей. Всё это поможет родителям и воспитателям спокойно, без нравоучений и назиданий, ввести ребенка в мир, который носит в себе столько неожиданностей.
Для успешного усвоения материала по формированию у детей знаний о личной безопасности я старалась создать предметно-развивающую среду. В начале мы вместе с детьми начертили план группы и спальни, выявили «опасные зоны», выработали систему запретов, вычеркнули те, которые не касались угрозы жизни и здоровья. Вместе создали «Копилки загадок, пословиц, поговорок». Дети и их родители с большим интересом и увлечением приносят новые загадки из своих домашних библиотек.
Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, то это в свою очередь будет способствовать развитию уверенной в себе личности и усвоению детьми правил и основ безопасности жизнедеятельности.
Передо мной стояла задача – заинтересовать родителей перспективами нового для них обучения, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.
Стараясь держать родителей в курсе всех событий, я создала возможности для ознакомления с результатами обучения детей – открытые занятия, выставки, наглядная информация в «Уголке для родителей». На родительских собраниях информировала о достижениях и проблемах детей. Индивидуально обсуждала с родителями различные проявления недисциплинированности у детей, недостаточно сформированные навыки самообслуживания, детские страхи.
Хочется отметить важность взаимодействия с другими специалистами. Целенаправленная совместная деятельность с педиатром, инспектором ППС, пожарным инспектором, сотрудником МВД, психологом, по ознакомлению детей с правилами личной безопасности, повышают уровень знаний, умений и навыков, необходимых для творческого подхода к решению поставленных задач.
Для большей эффективности усвоения знаний, умений и навыков по основам безопасности жизнедеятельности я максимально использую разные формы работы: учебную, совместную и самостоятельную деятельность. Учитываю индивидуальные и возрастные особенности детей, социокультурные различия, своеобразие домашних и бытовых условий.
Активизация и закрепление полученных знаний проходит как в самостоятельной деятельности детей, так и на занятиях по экологии, музыкальных, физкультурных, изобразительной, познавательной, продуктивной деятельности, что выражается в детских рисунках и рассказах.
Итогом всей работы стала диагностика детей подготовительной группы. Она показала, что дети, обучающиеся по разработанной системе, демонстрируют высокий уровень знаний, умений в решении поставленных задач (79%), они получили знания и усвоили навыки безопасного поведения в быту. По результатам диагностирования выявлены дети, способные усвоить большой объём материала, а также дети, требующие дополнительных занятий, бесед, игр и индивидуального подхода к ним.

Дзукаева Ирина Александровна, МДОУ «Детский сад №28» г. Кимры, Россия

Статья в сборнике «Новые формы организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС и профессионального стандарта педагога» (Педагогический марафон, ноябрь-декабрь 2017 г.)

Ознакомиться со сборником

 

 

23лучших курса по мнению участников и редакции

Повысьте свой уровень благодарая нашим экспертам.

Наши партнеры