Ориентиры современного школьного образования для развития навыков 21 века (из опыта работы ГБОУ лицей 179 Санкт-Петербурга)

Инновации в современном школьном образовании обусловлены изменениями ориентиров на результаты обучения, качества личности, которые будут востребованы в 21 веке. В индустриальную эпоху ключевыми навыками, определявшими грамотность, считались чтение, письмо и арифметика. В XXI же веке акценты смещаются в сторону развития таких качеств как умение критически мыслить, способности к взаимодействию и коммуникации, творческого подхода к делу (креативность).

Именно эти ориентиры положены в основу концепции «Навыки XXI века». Реализация концепции предполагает смещение акцентов учебных программ постиндустриальной эпохи в направлении развития критического мышления, коммуникативных навыков и творческой изобретательности обучающихся. В данном контексте при разработке учебных программ школьных предметов важно ориентироваться на более широкие профессиональные компетенции – умение находить нестандартные решения задач и проблем, навыки коллективной работы. Таким образом, при разработке предметных учебных программ традиционных школьных дисциплин решается задача отбора предметного содержания и методического инструментария для развития критического мышления, навыков продуктивного взаимодействия, любознательности.

Обратимся к ним и отметим, что уже сделано в школьной педагогике для этого. Более 20 лет назад в школьное обучение пришла образовательная технология «критическое чтение и письмо». Практика показывает, что ее систематическое использование в школьном обучении не получило широкого распространения. Однако использование на уроках отдельных приемов технологии уже позитивная тенденция.

Для развития любого вида мышления ребенка важно научить общим приемам мыслительной деятельности: анализ, синтез, обобщение, систематизация, классификация и т.д. Эти интеллектуальные действия прописаны как результаты обучения во ФГОС. Критичность мышления невозможно развить без владения навыками смыслового чтения на основе которого затем и осуществляется анализ, синтез, устанавливаются причинно-следственные связи. Учителя с большим стажем работы могут возразить, что таких результатов мы достигали всегда. Да, с этим можно согласиться. Однако отметим, что формирование этих навыков не было целенаправленным, а скорее было побочным продуктом предметного обучения, поскольку ориентация в большей степени существовала на предметные результаты. ФГОС нового поколения акцентирует внимание, а, следовательно, настоятельно требует направить педагогический поиск в сторону определения и использования эффективных приемов формирования УУД средствами любого школьного предмета. Совершенно очевидно, что творческий подход к делу невозможно осуществить без владения регулятивными умениями: целеполагание, планирование, прогнозирование и т.д., без общеучебных умений – моделирование, структурирования информации, выбора эффективных способов решения задач. В требованиях ФГОС к результатам обучения отдельно выделены учебные действия по постановке и решению проблем. Развитие способностей к продуктивному взаимодействию и коммуникации во ФГОС определены отдельно выделенным направлением, а значит требующего соответствующего методического сопровождения – это развитие коммуникативных УУД. Таким образом, введение ФГОС в российских школах существенный шаг к развитию у обучающихся навыков 21 века.

Обратимся к опыту работы педагогического коллектива лицея по реализации идей ФГОС и развитию навыков 21 века. Предыдущие три года педагогический коллектив лицея работал в режиме ОЭР над проблемой разработки вариативной модели образовательной программы. В ходе ОЭР, в рамках деятельности творческой группы «Междисциплинарная программа развития УУД» учителя математики разработали большое количество методических приемов при изучении курсов алгебры и геометрии в разных классах для формирования отдельных видов УУД. Эффективность предложенных методических приемов была доказана в ходе эксперимента методом определения коэффициента корреляции экспертных оценок. Такая работа педагогического коллектива позволила приступить к деятельности в режиме ОЭР по следующей теме «Образование на протяжении всей жизни» и определиться с механизмами формирования навыков 21 века в рамках традиционных школьных предметов.

В ходе семинара для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе образовательных организаций района по теме «Обучение на протяжении всей жизни (LLL) как современная парадигма образования», который прошел 9 февраля 2017 года в ГБОУ лицей 179 был представлен урок математики «Сравнение чисел» в 6 классе. Анализ урока с точки зрения использования приемов для формирования навыков 21 века позволяет зафиксировать эффективные методические приемы, отвечающие задачам предметного обучения и развития навыков 21 века. 

На первом этапе урока использовался прием «Письмо от первоклассников». Он позволяет в игровой форме создать интригу для урока, сформировать мотивацию к обучению на основе возможности взаимодействия с младшими школьниками и передачи им своих знаний. Прием «Множество разных чисел. Помоги узнать отрицательные и положительные числа» направлен на развитие творчества, креативности мышления в ситуации неопределенности. Ученики работают в парах, где необходимо выполнить следующие действия: договориться друг с другом – продуктивно взаимодействовать по поводу формы представления результата, узнавания отрицательных и положительных чисел, порядка выполнения действий при сортировке чисел в два множества (например, на интерактивной доске перемещать числа одновременно или по очереди, приклеивать на презентационный лист вместе или по очереди и т.д.). Умение взаимодействовать с младшими, передавать свои знания – прием «Отправляем ответ». Прием «Видео про знаки + и –» направлен на развитие критичности мышления – что я знал об этом и что узнал, информация совпала с моими представлениями или какие-то новые знания содержались в видеофрагментах. Прием «Брайн фитнес» - действие в неопределенной ситуации, свобода выбора и ответственность за него – что выбрал на тот вопрос и отвечаешь. Прием «Эстафета» - также действие в неопределенной ситуации выбора тебя как партнера по выполнению учебной задачи (передача эстафетной палочки на усмотрение отвечающего). Выход на тему и проблему урока на основе анализа известной информации для прогнозирования дальнейших действий. Прием «Цепочка неравенств» - критичность мышления на основе анализа и синтеза предложенной для обработки информации. Прием «Сформулируй правило сравнения чисел» - синтез знаний на основе анализа учебной информации, вывод причинно-следственных связей. Возможна вариативность в формулировках. Прием «Сказка про Бабу Ягу и Сережу» - развитие творчества, креативный подход к известным фактам. Прием «Буквенные выражения чисел» - действие в неопределенных условиях, договориться с партнером о месте положения букв, о том, кто какие неравенства пишет для быстроты выполнения задания. Прием «Соедини точки» - взаимодействие в парах по быстрому нахождению чисел по возрастанию, для выполнения задания на скорость.

Таким образом, на этом уроке использовалось большое количество методических приемов для формирования базовых УУД и при этом достигалась предметная цель урока - расширение знаний учащихся о правилах сравнения чисел с использованием координатной прямой и понятия «модуль числа». Обратим внимание еще и на то, что сама тема урока «Сравнение чисел» по своему содержанию работает на формирование базового интеллектуального умения «сравнивать», то есть находить сходство и различия. На данном уроке мы в большей степени уделяли внимание различиям нежели сходству.

В рамках этого же семинара проводилось открытое занятие проектной деятельности учащихся в робототехнике (8 класс) по теме «Программирование: виды циклов» (учитель информатики Карпов Д. М.). Такие занятия в лицее организованы в рамках проекта «Свободное время с пользой» с соблюдением принципа «Прихожу, учусь и делаю». В стенах школьного здания сложно достигнуть идеальных характеристик проекта «Мейкерспейс», однако в лицее мы нашли возможность осуществить такую работу не в рамках одной большой площадки, а на базе трех кабинетов: информатики, трудового обучения мальчиков и девочек. Школьный проект «Свободное время с пользой» отвечает одной из характеристик образования в течении всей жизни - это открытость и доступность, т.е. любой школьник иметь возможность образовываться в свободное время. Реализуемая в проекте форма работы действительно свободна от любой регламентации: программы, журналы, успеваемость, результативность, отчетность. Это свободное общение учителя и учеников по поводу создаваемого продукта.

В заключении отметим, что решение задачи ориентирования школьного обучения на цели образования для будущего возможно при соответствующей подготовке учителя, расширения поля его компетенций. Ответом школьного образования на вызовы современного мира, скорости изменения экономической ситуации и рынка труда, безусловно будет выпускник, обладающий навыками 21 века.

Ульянова Анна Александровна, методист ГБОУ лицей 179, Санкт-Петербург

Гаева Екатерина Михайловна, учитель математики, ГБОУ лицей 179, Санкт-Петербург

Статья опубликована в сборнике "EdExpo Образование для будущего: инновации в школьном образовании, 2018"

 

23лучших курса по мнению участников и редакции

вебинары, которые пройдут вскоре

Повысьте свой уровень благодарая нашим экспертам.

Наши партнеры